Консультация для родителей
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
1.
Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным,
четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная
сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать,
дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к
звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4.Умение
пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с
уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия
между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой
фразовой речью, умение работать с предложением.
Младшие
школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих
школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению)
отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин
возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Отклонения
в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному
письму и правильному чтению
Фонематические и лексико-грамматические
нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители
их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение
ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с
ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на
исправление дефектов речевого развития.
Основная
задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи
своего ребенка, Чем раньше будет начата
коррекция, тем лучше ее результат.
Что могут сделать
родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и
речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по
речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и
слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с
педагогами.
Необходимо
учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной,
грамотной. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что
помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно важна и ценна.
Учитель-логопед МБОУ ЦДиК
Ларюшкина Лариса Викторовна