Воскресенье
23.07.2017
17:50
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБУО Центр диагностики и консультирования
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]
Родителям [72]
Полезная информация для родителей
Специалистам [19]
Полезная информация, которая может пригодиться психологам, логопедам и другим специалистам
Для тех. кто интересуется психологией [2]
Статьи по психологии
Подросткам [5]
Здесь находятся статьи, заметки, которые могут быть полезны подросткам

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Родителям

Как готовить детей к школе?
                                   Как готовить детей к школе? 

                                      (Советы логопеда)  

     Некоторые родители всерьез думают, что для подготовки ребенка к школе вполне достаточно вовремя закупить ему всё необходимое: одежду (форму) и обувь, рюкзачок, учебники и тетради, учебные принадлежности… Чтобы он, как говорят, был «не хуже других». Это глубоко ошибочное мнение. 
     Поступление в школу — необычайно важный, может быть, самый важный этап в жизни человека. И от того, как пройдет этот этап, нередко зависит вся его последующая жизнь. Вот почему так важно заблаговременно готовить ребенка к школе. 
     Из чего складывается этот процесс? Из целого комплекса составляющих, которые касаются буквально всех сторон личности маленького человечка. 
Представим себе для наглядности огромное дерево. Если в его корнях поместить «готовность к школе», а ветви, образующие крону, назвать: «мышление», «речь», «чтение», «счет», «память» (в том числе мускульная) и т.д., то ствол — это «произвольность поведения», а вершина дерева — способность ребенка воспринимать звуки, различать их и т.п. — то, что специалисты называют «фонематический слух».
     Вот знаменитое высказывание по этому поводу известного психолога А.Р. Лурия: «Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звуко-буквенного анализа». 
     К сожалению, не у каждого ребенка они достаточно развиты. Как показывает статистика, детей с недоразвитым фонематическим слухом — порядка 50%. Правда, степень нарушения устной и письменной речи у них различна, но всё равно это затрудняет их обучение в общем потоке. Многие родители и воспитатели детских садов стараются так или иначе выправить негативную ситуацию, даже приглашают логопедов. Однако тут же прекращают занятия с дошкольником, как только у него исчезают явные (слышимые) нарушения. 
     Но вот, наконец, ребенок поступает в школу. И тут-то «скрытая патология» начинает цвести пышным цветом. Иначе говоря, всё более явственно проступают разнообразные нарушения письменной речи. 

     Какие нарушения наблюдаются чаще всего? Их множество: 
— в гласных — любые замены (о=а, е=и, о=ю), пропуски букв.
— в согласных — смешение д=т, б=п, т=п, н=п, с=з.
— некоторые предлоги пишутся слитно («втрехшагах…», «понебу…»).
— есть лишние слоги или пропуски в них букв («слеледы», «возращался»)
— допускаются ошибки в корне слова («скврцы», «раступились…»)
— не дописываются окончания слов («перелест») — нет согласования слов («пришел сентября…»).
Отсюда ясно, как важно научиться ребенку дошкольного и букварного периода различать — «дифференцировать» — смешиваемые при написании буквы —«графические формы»: а–о, и–э, я–ё, о–б, и–у, т–д, е–а, р–л, о–е, х–ж, р–п, б–д, у–з, р–з, ш–щ, и–ц, ц–щ, ш–ж, и т.д., а также звуки — «фонетические формы» (на слух дети их тоже смешивают):, ы–я, ю–ё, е–я, с–з, е–и, д–т, б–п, к–г, в–ф, ш–ж, с–ч, и т.д.
      Но времени в дошкольный и букварный период на эту работу не хватает! Да и учителя начальной школы своими уроками не в состоянии заменить занятия логопеда. Вот и возникает замкнутый круг. В результате нередко развивается стойкое отставание ребенка по русскому языку — вплоть до 11-го класса, а родители думают, что ребенок не учит правил и мало читает. Дело, конечно, не в правилах. Можно вызубрить их все, однако на практике, в учебной ситуации ребенок не видит или не слышит слова, и применять правило в том или ином конкретном случае он не может. Для этого нужна длительная помощь профессионала-логопеда! 
                                             Дорогие родители! 
     Не спешите браться за ремень! Вдумайтесь внимательно в неуспехи своего ребенка. Стремитесь помочь ему. Ведь это не просто «нелепые» ошибки, а результат неправильного восприятия им звуков — или, как мы говорим, несформированности фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи. Таких детей часто относят к разряду лентяев — неработоспособных, рассеянных, невнимательных или плохо переключающих внимание. Но это не вина их, а беда, так как у них плохо со слуховым восприятием, нарушение фонематического слуха. В свою очередь, это влечет за собой: 
— неумение списывать,
— анализировать написанное,
— запоминать фразу из 4–5 слов,
— затруднения в письме по памяти и т.д.
     Такие дети не могут подбирать проверочные слова, у них отсутствует языковое чутье. 
Чтобы избежать всё это, требуется большая подготовительная работа с ребенком до школы.
Что же конкретно нужно делать? Как говорят нейролингвисты: «Впускать речь». Чем раньше вы начнете развивать речь ребенка, тем лучше. Именно в период до 5-ти лет нейросенсорные пути открыты слову, звукам. В этот период необходимы звуковые подражания, потешки, считалки, скороговорки, песенки. Каждый день обязательно читать ребенку не только сказки, но и стихи: это формирует ритмическую сторону речи. Речевое творчество должно быть совместным: вместе с ребенком следует рассматривать картинки и предметы, говорить, рассказывать, рисовать, петь, сочинять и т.д. Короче, «оречевлять» требуется всю совместную деятельность с ним.
     Может возникнуть вопрос: стоит ли все это делать, если ребенок маленький и даже еще не говорит? Просто необходимо! Любой ребенок с рождения и далее должен буквально «купаться» в звуках — речевых и неречевых, естественным путем различать их, узнавать и повторять. Ответная реакция, если ребенок слышит, и нет опасения, что у него снижен слух, обязательно наступит. Но не надо соревноваться, соперничать с другими семьями: все дети развиваются по-разному. 
А если ребенок учит иностранный язык? Важно умерить родительские амбиции по поводу раннего обучения детей иностранному языку. Как часто мы слышим браваду: «Мой сын лучше говорит на английском, чем на русском!». На практике «двуязычные» дети долго овладевают родным языком и часто смешивают буквы и звуки.
     Нельзя также учить чтению детей, не выговаривающих звуки, так как это ведет к ошибкам на письме и закреплению уже дефектного произношения. 
Надо помнить, что речь — это не только «золотой ключик» в волшебную страну знаний и личностного развития, но еще и способ выразить себя, завести друзей, стать свободным и счастливым человеком. Владение литературным языком требуется человеку для успешного изучения всех школьных дисциплин. Родной язык — и средство общения, выражения мысли, и мощный стимул развития личности человека.
     Удачи и успехов Вам, дорогие родители, а мы, логопеды, всегда Вам поможем! 

                                      О.Г. Пургина учитель-логопед
Категория: Родителям | Добавил: Center (19.03.2012)
Просмотров: 965 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
ИМХО, рано конечно задумываться про это не надо, хотя в принципе можно уже и об армии начинать переживать)))) ну я тут шучу просто... нашла для вас статью на сайте беби. ру, где написаны критерии и знания, которыми ребенок должен обладать при поступлении в школу http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/8186185/

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz