Воскресенье
23.07.2017
17:51
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБУО Центр диагностики и консультирования
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]
Родителям [72]
Полезная информация для родителей
Специалистам [19]
Полезная информация, которая может пригодиться психологам, логопедам и другим специалистам
Для тех. кто интересуется психологией [2]
Статьи по психологии
Подросткам [5]
Здесь находятся статьи, заметки, которые могут быть полезны подросткам

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Специалистам

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей

 

                                              «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».
                                                                                                                                              Ушинский К.Д.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного и младшего школьного возраста – явление очень редкое.

  Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды  коммуникативной деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Как сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и конечно, развитие речи.

Что дает мнемотехника?

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц решаются следующие задачи:

• Развитие связной и диалогической речи.

• Развитие умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

• Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.

• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развитие психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти.

Идея мнемотехники: на каждое слово или словосочетание любого рассказа, сказки, пословицы или стихотворения придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Главное – изобразить условно-наглядную схему, так, чтобы нарисованное было понятно детям. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию, они служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному». Начинается работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Часто логопеды пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используют на занятиях. Замечательный сборник рассказов для развития речи Белоусовой Л.Е. «Научиться пересказывать? Это просто!». Удачно подобранные стихи и рассказы с символьными картинками очень помогают детям в обучении пересказу. К каждому рассказу подобраны картинки-подсказки, которые помогают ребенку запомнить и пересказать тексты. Рисунки в книжке можно раскрашивать. Это способствует развитию мелкой моторики.

Для изготовления картинок не требуются художественные способности: любой педагог или родитель в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже  схемы усложняются – изображаются персонажи в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Например, для повторения чистоговорок  можно составлять такие мнемотаблицы: Продолжение здесь

 

                                                     

 

Категория: Специалистам | Добавил: Center1 (29.01.2015)
Просмотров: 620 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz