Воскресенье
24.09.2017
04:25
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБУО Центр диагностики и консультирования
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]
Родителям [72]
Полезная информация для родителей
Специалистам [19]
Полезная информация, которая может пригодиться психологам, логопедам и другим специалистам
Для тех. кто интересуется психологией [2]
Статьи по психологии
Подросткам [5]
Здесь находятся статьи, заметки, которые могут быть полезны подросткам

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Специалистам

Учитесь владеть своим голосом

"Нас убеждают не аргументы, которые можно проанализировать, а тон и темперамент, манера речи, то есть сам человек"

                                                                     Сэмюэль Батлер

 

 

Голос – это не только отражение личности, внутреннего состояния; это –капитал, багаж, профессиональный инструмент.

От правильной и выразительной речи педагога, хорошо поставленного голоса в значительной мере зависит успех обучения и развитие обучающихся.

В данной статье мы хотим поделиться, какими средствами можно достичь высокого уровня владения своим голосом – основным «инструментом» педагогического труда.

Учителю приходится ежедневно давать своему речеголосовому аппарату нагрузку, значительно превышающую повседневную. И безусловно, органы речи, те мышцы, которые участвуют в процессе речи, должны быть разогреты, заранее подготовлены к работе, настроены на неё.

Существует ряд способов «настраивать» свой голосовой аппарат на работу: массаж, дыхательные упражнения, упражнения на высоту и силу голоса, темпа речи.

Массаж облегчает дыхание кожи, улучшает кровоснабжение, снимает утомление и улучшает настроение. Массировать следует те участки тела, которые несут основную нагрузку в работе учителя – это дыхательные органы, гортань, надгортанные полости.

Массаж шеи поможет снять мышечные зажимы, будет способствовать верному формированию и резонированию звука.

  1. Чтобы провести в движение мышцы гортани и шеи, снять излишнее напряжение с мышц гортани, несколько раз широко откройте и закройте рот, затем вызовите ощущение зевка.
  2. Следующие массажные приёмы для мышц шеи усиливают отток венозной крови и лимфы из полости черепа, тонизируют мышцы шеи:
  • круговыми движениями погладьте и разомните шею от ключиц к подбородку;
  • мягко погладьте шею от подбородка к груди;
  • прямолинейными движениями погладьте переднюю поверхность шеи от подбородка к груди.

 

Полезно также применять точечный самомассаж.

1. Сначала кончиками указательных или средних пальцев круговыми движениями массируют точки в уголках губ и точку под нижней губой. Это помогает снять напряжение мускулатуры, участвующей в работе голосового аппарата.

2. Массирование точек под скулами, в месте соединения мышц нижней челюсти с костью (оно сразу обнаруживается при открывании рта), как и в ямке под нижней губой, снимает напряжение нижней челюсти.

3. Затем массируют точки на выходе из грудной впадины и в середине грудины (в углублении между молочными железами у женщин). Активизация этих точек помогает развивать ощущение грудного резонанса голоса и лучше владеть голосовыми оттенками.

4. Аналогичное ощущение головного резонанса голоса формируется выполнением массажа симметричных точек, расположенных с обеих сторон переносицы. 

5. Более свободному прохождению воздуха через нос, необходимому для нормальной работы голосового аппарата, помогает воздействие на множество точек: на лбу между бровями, посредине лба, на лице — симметрично по бокам носовой кости и основания скуловых костей, чуть ниже и дальше — на верхней челюсти.
 

Каждую из описанных точек массируйте 10 раз по часовой стрелке и 10 раз — против. 
 

Дыхание - это энергетическая база речи, поэтому первой "ступенькой" в работе над выразительной речью является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняются следующие упражнения:

1. Встать прямо и спокойно дышать, положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую - сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с.), а затем осуществляем вдох через нос и выдох через рот.

2. Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем удлиняем выдох до 10 и 15.

3. Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы "пламя заколыхалось" и держим его в таком положении до конца выдоха.

4. Долго произносим звук [м]. Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:

  • постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм";
  • кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм";
  • кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв"
  • кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук "зззззз";5. кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный "ддддд".

 5. Произносим слоги "ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-рэ, ра-ры" с поворотами головы то вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц гортани.

 

 Для развития силы голоса произносить звук [у], имитируя различные ситуации:

  • гудит пароход, который находится далеко в море;
  • гудит пароход, который стоит у причала;
  • свистит паровоз, который подходит к станции;
  • свистит электричка, которая проносится мимо станции.

 

Для тренировки умения менять высоту голоса мы предлагаем следующие упражнения:

  • "Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.
  • "Генератор звука" - тянем гласные звуки [а], [о], [у], постепенно изменяя высоту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора
  • "Инопланетянин" - попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] - высоким
  • "Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж: седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по ступенькам.

 

Для тренировки темпа речи мы рекомендуем последующий комплекс:

прочитать скороговорку: "Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ" в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:

  • вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение.
  • вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой беседе.
  • вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.
  • вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Встать прямо, расслабиться, на медленном выдохе передать стук колес поезда в разном темпе:

  • поезд отходит от станции: тук-тук-тук-тук:
  • прибавляет ход: тук-тук-тук-тук-тук:
  • мчится быстрее: так-чики, так-чики, так-чики. так-чики:
  • замедляет ход: тук-тук-тук-тук

 

Также мы порекомендуем несколько рецептов народной медицины, способных помочь при осиплости и временной потере голоса. 

  • Свежевыжатый морковный сок развести молоком в соотношении 1:3 и пить 3 раза в день по полстакана.
  • Выпить на ночь стакан теплого пива, в которое добавлено 2—3 ст.л. молока или 1 ст.л. меда.
  • Выпить на ночь стакан горячего молока, в которое добавлена 1 ст.л. водки.
    Тщательно размешать 2 яичных желтка, 50 г меда и 30 г коньяка. Принимать по 1 ч.л. 4 раза в день.
  • Перед выступлением можно восстановить голос, выпив такую смесь: хорошо размешать 1 желток, 10 г сливочного масла, 20 г сахара и 5 капель коньяка.
  • Полоскание горла перед выступлением соками без мякоти (лучше свежевыжатыми) — яблочным, апельсиновым, морковным — также помогает привести голосовые связки в норму.

Безусловно, названные нами способы подготовки к речевой деятельности обеспечат полноценный труд при повышенной голосовой нагрузке лишь при условии гигиенических требований к голосу профессионального характера, а также при систематической работе педагога над развитием речевого дыхания и совершенствованием различных свойств голоса.

 

Учитель-логопед ЦДиК Т.В. Старкова

                                        Рекомендуемая и использованная литература:

  1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М., 2005-192c.
  2. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой в 2-х частях ч.2 - М., 1988 - 280с.
  3. Зарицкий Л. А, Тринос В. А., Тринос Л. А. Практическая фониатрия - Киев, 1984-165c.
  4. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса - М., 1961-51c.
  5. Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса - М., 1989 - 54с.
  6. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург 1992-319c.
  7. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса. Методические рекомендации. / сост. О. С. Орлова, Ю. С. Василенко и др. - М., 1990-21c.
  8. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007 - 144с.
  9. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения - М., 2003 - 304с.
  10. Максимов И. И. Фониатрия. Изд. Медицина - М., 1987-286c.
  11. Пекерская Е. М. Вокальный букварь - М., 1996 - 126с.
  12. Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. - М., 2005-160c.

 

Категория: Специалистам | Добавил: Center1 (19.05.2015)
Просмотров: 577 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz